Микроэкономика
Николай Кликунов
У человека, впервые столкнувшегося с микроэкономикой, может сложиться впечатление, что это абстрактная научная дисциплина, имеющая отдаленное отношение к реальным проблемам бизнеса. Это не так.
Экономический инструментарий позволяет избежать массы проблем, связанных с оптимизацией бизнес-процессов. Прежде всего, это касается умения наблюдать и считать, умения отбросить несущественные детали и сконцентрироваться на анализе ключевых факторов.
Альтернативой является метод «научного тыка». Но зачем героически постоянно исправлять собственные ошибки, если можно сначала проанализировать, найти оптимальную стратегию и эффективно реализовывать ее на практике? Экономический анализ – это мощное оружие в современной конкурентной борьбе. Это касается не только бизнеса, но и политики, и повседневной жизни. Сначала считаем, а после делаем и добиваемся успеха. Надеюсь, что этот курс поможет Вам в этом. В данном курсе основное внимание уделено приложению микроэкономических моделей к практическим проблемам, с которыми сталкивается современный менеджер.
Учебный план
Глава 1. Математика процентов | |||||
Вы можете
посмотреть лекцию
Лекция 1. Понятие процентного изменения и его роль в экономике |
ОТКРЫТО | ||||
Лекция 2. Связь нормы прибыли и нормы рентабельности | |||||
Лекция 3. Примеры расчета процентов | |||||
Лекция 4. Понятие сложных процентов | |||||
Лекция 5. Процентный рост. Пример увеличения банковского вклада | |||||
Лекция 6. Амортизация. Примеры расчета. Почему расчет линейной амортизации часто оказывается неверным | |||||
Лекция 7. Решение задач | |||||
Лекция 8. Задача о потреблении алкоголя (по закону Парето) | |||||
Тест 1 для курса # 17385 | |||||
Глава 2. Издержки, доходы и прибыль | |||||
Лекция 9. Альтернативная стоимость и понятие совокупных издержек. Постоянные и переменные издержки | |||||
Лекция 10. Виды средних издержек и недостатки концепции “себестоимость” | |||||
Лекция 11. Пример про магазин | |||||
Лекция 12. Понятие валового дохода. Понятие среднего дохода. Сопоставление средних издержек и среднего дохода при принятии решения о прекращении проекта | |||||
Лекция 13. Максимизация прибыли фирмой при неизменяемой цене. Проблема выбора размерности | |||||
Лекция 14. Как увеличить прибыль? Сопоставление предельных издержек и предельного дохода. Задача про «подковы» Семена Кузнеца | |||||
Тест 2 для курса # 17385 | |||||
Глава 3. Методы оптимизации в экономике | |||||
Лекция 15. Понятие функции. Оптимизация. Максимизация прибыли: метод подстановки | |||||
Лекция 16. Решение задачи максимизации прибыли в программе Excel – метод перебора | |||||
Лекция 17. Решение задачи максимизации прибыли в программе Excel – опция “Поиск решения” | |||||
Лекция 18. Решение задачи максимизации прибыли при наличии трех экзогенных переменных (Задача про город Грязьбург) | |||||
Лекция 19. Логистические задачи. Модель оптимального складского запаса | |||||
Лекция 20. Задача линейного программирования | |||||
Тест 3 для курса # 17385 | |||||
Глава 4. Концепция равновесия в экономике | |||||
Лекция 21. Идея равновесия по Нэшу. | |||||
Лекция 22. Спрос и факторы, его определяющие. Функция рыночного спроса. Принцип горизонтального суммирования | |||||
Лекция 23. Предложение и факторы его определяющие. Функция рыночного предложения | |||||
Лекция 24. Достижение рыночного равновесия. Излишек потребителей. Излишек производителей | |||||
Лекция 25. Равновесие на рынке при введении специфических и стоимостных косвенных налогов. Безвозвратные потери | |||||
Лекция 26. Равновесие на рынке при наличии межрегиональной торговли. Выгоды от торговли | |||||
Лекция 27. Сравнительный анализ и оценка равновесий | |||||
Лекция 28. Решение задачи на равновесие в “Excel”. Метод перебора | |||||
Тест 4 для курса # 17385 | |||||
Глава 5. Маркетинг и теория потребительского поведения | |||||
Лекция 29. Аксиоматика теории потребительского поведения | |||||
Лекция 30. Функция полезности. Предельная полезность. Предельная норма замещения | |||||
Лекция 31. Кривые безразличия. Совершенные субституты. Совершенные комплементы. Предпочтения a-la Кобб-Дуглас | |||||
Лекция 32. Бюджетное ограничение. Потребительский выбор. Функция спроса потребителя на совершенные комплементы и совершенные субституты | |||||
Лекция 33. Функция Кобба-Дугласа. Её роль в маркетинговых исследованиях | |||||
Лекция 34. Решение задачи про дисконтную карту с помощь опции “Поиск решения” | |||||
Тест 5 для курса # 17385 | |||||
Глава 6. Ценовая стратегия фирмы | |||||
Лекция 35. Концепция эластичности. Эластичность линейной функции спроса. Проблемы измерения эластичности спроса по цене | |||||
Лекция 36. Функция спроса с постоянной эластичностью. Формула связи эластичности рыночного спроса с эластичностью спроса на продукцию отдельной фирмы. S-C-P парадигма | |||||
Лекция 37. Базовое уравнение ценообразования в условиях монополии | |||||
Лекция 38. Индекс Херфиндаля. Индекс Лернера | |||||
Лекция 39. Базовое уравнение экономики отраслевых рынков | |||||
Лекция 40. Определение цен, объемов продаж и прибыли при нестратегическом поведении фирм на рынке | |||||
Лекция 41. Эластичность и максимальный размер скидки. Разбор задачи | |||||
Тест 6 для курса # 17385 | |||||
Глава 7. Теория и практики ценовой дискриминации потребителей. Реклама | |||||
Лекция 42. Виды ценовой дискриминации. Сегментирование рынков. Совершенная дискриминация | |||||
Лекция 43. Самоотбор и тарифные планы. Комплектование. Дискриминация по индикаторам | |||||
Лекция 44. Чистое и смешанное комплектование. Пространственная дискриминация | |||||
Лекция 45. Практика дискриминации третьего рода | |||||
Лекция 46. Эффективность рекламных кампаний | |||||
Лекция 47. Дискриминация по индикаторам и максимизация дохода. Решение задачи в Excel | |||||
Тест 7 для курса # 17385 | |||||
Глава 8. Экономика фирмы | |||||
Лекция 48. Концепция фирмы в экономической теории. Максимизируют ли прибыль фирмы? | |||||
Лекция 49. Понятие производственной функции. Изокосты. Изокванта. Производственная функция Кобба-Дугласа и ее свойства. Проблема замещения труда капиталом | |||||
Лекция 50. Предельная норма технического замещения. Минимизация издержек фирмой в долгосрочном периоде. Функция спроса на факторы производства | |||||
Лекция 51. Функция совокупных издержек фирмы в долгосрочном периоде | |||||
Лекция 52. Критика функции Кобба-Дугласа. CES-функция | |||||
Лекция 53. Функции совокупных, предельных и средних издержек фирмы в краткосрочном периоде | |||||
Лекция 54. Решение задачи в Excel на минимизацию издержек | |||||
Тест 8 для курса # 17385 | |||||
Контрольная работы 1 для курса # 17385 | |||||
Глава 9. Межвременной выбор и финансы | |||||
Лекция 55. Финансы как раздел микроэкономики. Бюджетное ограничение для двух периодов времени. Эндаумент и точка Полония | |||||
Лекция 56. Процентная ставка как цена будущего потребления. Связь сбережений с объемом будущего потребления. Фундаментальное межвременное ограничение. Временные и перманентные шоки доходов | |||||
Лекция 57. Межвременные функции предпочтений. Теория перманентного дохода М. Фридмана. Гипотеза жизненного цикла Ф. Модильяни | |||||
Лекция 58. Межвременной выбор | |||||
Лекция 59. Финансовые посредники и рост благосостояния. Разбор задачи | |||||
Тест 9 для курса # 17385 | |||||
Глава 10. Управление проектами | |||||
Лекция 60. Понятие проектной деятельности. Анализ | |||||
Лекция 61. Сравнительный анализ эффективности бизнес-планов (окончание). Дисконтирование. Использование функций Excel ЧПС и ВСД | |||||
Лекция 62. Функции Excel ПС и ПЛТ в определении эффективности проекта | |||||
Лекция 63. Эффективное направление инвестиций. Переключение | |||||
Лекция 64. Цена истощаемых природных ресурсов (задача Хотеллинга). Факторы, определяющие цену на нефть | |||||
Тест 10 для курса # 17385 | |||||
Глава 11. Страхование и диверсификация риска | |||||
Лекция 65. Математическое ожидание как мера выигрыша в условиях неопределенности. Стандартное отклонение как мера риска | |||||
Лекция 66. Понятие честной игры. Лотереи. Вероятность выигрыша в «беспроигрышной» лотерее | |||||
Лекция 67. Деление приза в соответствии с ожидаемым выигрышем. Роль теории вероятности в образовании экономиста | |||||
Лекция 68. Диверсификация. Задача про старого деда. Идея минимизации риска | |||||
Лекция 69. Полезность как функция от богатства. Нерасположенность к риску. Функция полезности Фридмена-Сэвиджа. Понятие аддиктивного поведения | |||||
Лекция 70. Функция полезности фон Неймана-Моргенштерна | |||||
Лекция 71. Страхование как бизнес. Предмет изучения статистики. Статистические наблюдения и вероятность наступления события. Неблагоприятный отбор | |||||
Лекция 72. Пример расчета страховых тарифов | |||||
Лекция 73. Эффект масштаба в страховании. Хеджирование. Опционы. Связь риска и доходности активов | |||||
Лекция 74. Решение задачи на полную и неполную страховку в Excel | |||||
Тест 11 для курса # 17385 | |||||
Глава 12. Введение в теорию игр | |||||
Лекция 75. Понятие игры: игроки, действия, выгоды и информационная среда. Последовательные и параллельные игры | |||||
Лекция 76. «Спор о зарплате» как пример игры «Дилемма узника». Доминирующая стратегия. Равновесие Нэша | |||||
Лекция 77. «Битва полов» как пример кооперативной игры. Преимущество первого хода. Роль иерархии | |||||
Лекция 78. «Цыпленок» как пример дифференцированной игры. Комплементарные и субституарные стратегии. Достоверные обязательства | |||||
Лекция 79. «Конформист-нонконформист» как пример некооперативной игры. Игры с нулевой суммой выигрыша | |||||
Тест 12 для курса # 17385 | |||||
Глава 13. Приложения теории игр | |||||
Лекция 80. Последовательные игры. Влияние числа игроков на исход игры. Обратная индукция. Игра | |||||
Лекция 81. Повторяющиеся игры. Игра «Картель». Факторы устойчивости картельного сговора | |||||
Лекция 82. Игра «Картель» (окончание). Ценовые войны: причины и последствия. Наказание оппортунистов | |||||
Лекция 83. Игра «Ястребы и голуби». Равновесие в смешанных стратегиях | |||||
Тест 13 для курса # 17385 | |||||
Глава 14. Стратегическое поведение фирм на олигопольном рынке | |||||
Лекция 84. Стратегические взаимодействия на олигопольном рынке | |||||
Лекция 85. Монополия и совершенная конкуренция как пограничные случаи | |||||
Лекция 86. Дуополия. Модель Бертрана. Лояльные потребители. Кривые реакции и достижение равновесия | |||||
Лекция 87. Модель Курно. Ограничения в производственных мощностях. Совершенная конкуренция как частный случай модели Курно | |||||
Лекция 88. Калибровка в модели Курно | |||||
Лекция 89. Модель Штакельберга. Взаимодействия лидера и последователя | |||||
Лекция 90. Проблема определения типа стратегических взаимодействий | |||||
Лекция 91. Модель Курно для трех фирм. Решение задачи в Excel | |||||
Тест 14 для курса # 17385 | |||||
Глава 15. Экономика информации, аукционы и сетевые эффекты | |||||
Лекция 92. Информация как экономическое благо. Концепция перемещаемого и неперемещаемого человеческого капитала. Несоперничество и проблема установления прав на интеллектуальную собственность | |||||
Лекция 93. Определение цены информации. Разбор задачи | |||||
Лекция 94. Понятие аукциона. Дизайн аукционов. Максимизация ожидаемого дохода vs. Парето-эффективность | |||||
Лекция 95. Английский аукцион | |||||
Лекция 96. Голландский аукцион и сговор участников | |||||
Лекция 97. Аукцион закрытых конвертов первой цены. Ограничения к участию в аукционе и эффективность | |||||
Лекция 98. Аукцион закрытых конвертов второй цены (аукцион Викри). Проклятие победителя. Аукцион Викри как механизм выявления максимальной готовности платить | |||||
Лекция 99. Эскалационные аукционы | |||||
Лекция 100. Аукцион | |||||
Лекция 101. Понятие сетевого эффекта. Эффект присоединения к большинству и эффект сноба. Роль сетевых эффектов в информационных технологиях. Проблема QWERTY | |||||
Лекция 102. Кривые спроса при наличии сетевых эффектов. Равновесия на рынке с наличием сетевых эффектов | |||||
Лекция 103. S-кривые | |||||
Лекция 104. Критическая масса потребителей: пандемическая гипотеза. Скорость распространения информации | |||||
Лекция 105. Критическая масса потребителей: логит-модели. Издержки перехода на новую технологию | |||||
Лекция 106. Решение задачи на определение цены информации в Excel | |||||
Тест 15 для курса # 17385 | |||||
Глава 16. За что экономисты получают свои деньги? | |||||
Лекция 107. Экономика как профессия. Проблема перевода системы от патологии к норме. Критерии эффективности | |||||
Лекция 108. Научный анализ. Шарлатаны и чудаки. Роль статистических данных. Эксперимент. Фальсификация vs. верификация | |||||
Лекция 109. Априористы и эмпиристы. Озарение. Анализ временных и пространственных рядов. Построение модели: экзогенные и эндогенные переменные. Аддукция | |||||
Лекция 110. Экономические прогнозы. Конкуренция экономические моделей. Принцип ceteris paribus. Эконометрика и проблема выявления причинно-следственных связей | |||||
Лекция 111. Концепции менеджмента. Пирамида Маслоу и квазилинейные предпочтения | |||||
Лекция 112. Матрица БКГ. Концепция жизненного цикла фирмы и продукта | |||||
Лекция 113. SWOT-анализ. Анализ мнений vs. анализ фактов | |||||
Лекция 114. Астрология как пример шарлатанства | |||||
Лекция 115. Слияния и поглощения. Эффект масштаба, эффект разнообразия и экономия на обучении | |||||
Лекция 116. Является ли экономика наукой? | |||||
Лекция 117. Пример составления экономического прогноза | |||||
Тест 16 для курса # 17385 | |||||
Контрольная работа 2 для курса # 17385 | |||||
Экзамен |
Инструкторы
12 СЛУШАТЕЛЕЙ В СПИСКЕ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: